Перспективы российского рынка облачных услуг

Кризис – это и время новых возможностей, и время для поиска оптимальных бизнес-решений, что во многом и обуславливает выбор Cloud-продуктов российскими предпринимательскими структурами. Практически все аналитики положительно оценивают перспективу облачных вычислений в России – к 2020-му объем российского рынка услуг, предоставляемых в виртуальной среде, может составить 48 миллиардов RUR, в 3 раза превышая показатели 2015 (SAP СНГ и Forrester Russia).

Облачные продукты стали уже привычным способом потребления IT-услуг. Даже с учетом особенностей различных секторов экономики, замедляющих внедрение виртуальных вычислений, iKS-Consulting также прогнозирует трехкратное возрастание числа пользователей в ближайшие годы, что приведет к увеличению расходов на «облака» до 78,6 миллиардов RUR.

Бум облачных технологий, отмечаемый в глобальной экономике, затронул и Россию. Даже в условиях кризиса и изолированности страны из-за санкций от глобальной Cloud-инфраструктуры, востребованность в использовании облачных подходов (частных и публичных), благодаря возможности оптимизирования управленческих процессов в ИТ, консолидации вычислительных мощностей, выводу в «облака» непрофильных направлений и снижению затрат, при более качественном обслуживании, возрастает.

Выдерживающий высокую конкуренцию и внешнее давление, российский рынок Cloud Сomputing уже «крепко стоит на ногах». По данным iKS-Consulting, его стабильный рост обусловлен востребованностью виртуальных технологий обработки данных малым и средним бизнесом. Ведь модель IaaS, спрос на которую возрастает ежегодно на 35-50%, позволяет снизить затраты на IT, что в условиях кризиса привлекает заказчиков. Хоть ядро клиентов, по-прежнему, составляют крупные и средние компании, что обусловлено слабым развитием биллинговых систем и АСР, предоставляющих клиентам возможность самообслуживания.

Возрастание востребованности в облачных сервисах на данном этапе во многом обусловлено регуляторными действиями государства – законом «О персональных данных». Запрет на хранение ПДн за границей вынуждает многие организации хранить свои базы данных в российских ЦОДах, даже переводить их на российский софт. Спрос на виртуальные технологии обработки данных стимулируется и «санкционной войной» России с Западом – в IaaS сегменте облачные услуги дают возможность работать физически на иностранном оборудовании, используемом через Cloud-провайдеров опосредованно, избегая ограничений, вводимых в рамках взаимных санкций.

Вместе с тем, отечественные компании накопили опыт работы по модели IaaS, проверили пригодность технологий для сложных корпоративных информсистем. Поэтому и арендуются виртуальные инфраструктуры для развертывания в них систем и приложений.

По большому счету, сегменты IaaS/SaaS в России являются достаточно зрелыми. Связанные с IoT – лишь начинают заявлять о себе. Однако, во всех сегментах наблюдается бурное развитие, сопровождающееся и увеличением числа игроков, и постоянным ростом объема рынка, с положительной динамикой в десятки процентов. На рынке не редкость предложения сложных интегрированных решений, к примеру, vDC (виртуальный ЦОД) либо же «сеть как услуга» (NaaS). Организация-заказчик может найти и узкоспециализированные предложения, рассчитанные на определенные группы пользователей либо же отдельные сферы экономики.

Наметилась тенденция аренды инфраструктур для виртуальной обработки данных с целью перевода на облачные технологии систем складского учета либо ERP. Начинаются «подвижки» в сфере перевода в «облака» IT-систем, связанных с инфорбезопасностью. Тема «тонкая», поэтому тренд лишь формируется. Существенно отстает, однако, сегмент Cloud-телефонии (не более 3,5%). Российский сектор SaaS также сильно уступает по своим темпам развития западному.

«Облачные» перспективы в России

Проведенные недавно Oracle исследования показали, что практически 100% финансовых директоров имеют информацию о преимуществах облачных сервисов, ¾ из них видят в виртуальных технологиях мощный резерв сокращения IT-затрат, а ½ предполагает, что таким образом могут быть минимизированы даже долгосрочные инвестиции в IT. Финансовый фактор остается основным при решении о переходе на виртуальную обработку данных. Многие организации-заказчики желают получить готовые решения «здесь и сейчас», но их «отпугивает» некая мифичность утверждения, что «облака» - это дешево.

Если речь идет о масштабном и долгосрочном проекте, перевод в «облако» всех бизнес-процессов может даже проиграть совокупной стоимости владения уже созданной и нормально функционирующей корпоративной инфраструктуре. Приходиться учитывать и огромные инвестиции, уже вложенные в создание своей ИТ-инфраструктуры, затраты на обучение специалистов IT-отделов. Одномоментно отказаться от этого невозможно, что и объясняет постепенный переход в «облако».

Проблемы создает и сам поставщик облачных сервисов, заведомо высоко оценивая стоимость услуги. Часто необоснованные требования предъявляет и организация-заказчик, стремясь обеспечить 99,9% времени доступности, что соответствует примерно девяти часам недоступности за весь год. Переводимые же в «облако» бизнес-процесс не являются ключевыми, им вполне достаточно обеспечить 99,9% доступности в рабочее время. По привычке, «про запас», завышается и число пользователей, применяющих в работе виртуальные технологии.

А ведь Cloud-технологии способны кардинально изменить «географию» бизнеса, «открепив» сотрудника от конкретного рабочего места в определенном регионе. Возможно, что и традиционный офис вскоре перестанет существовать, поскольку в нем отпадет необходимость. Будучи подключенным к «Виртуальному офису», сотрудник может выполнять функциональные обязанности в любом уголке планеты, лишь бы был интернет. А провести совещание поможет web-видеоконференция. Развитие современного транспорта уже изменило взгляд человека на расстояния. Облачные же сервисы устранят последние преграды между сотрудниками компании, работающими удаленно.

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.