Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и оперативное восстановление после сбоя, повышают возможности «цифрового выживания» на фоне усиливающейся конкуренции

Рейтинг ведущих мировых компаний из списка Fortune за последние полтора десятка лет напоминает сводку с театра боевых действий. Не менее 500 компаний было куплено иными игроками рынка либо обанкротилось, 50% заявили об убытках. Виной всему – революционные изменения в бизнес-процессах, привнесенные цифровой трансформацией. Традиционные модели ведения дел изменились, соперничество усилилось. На фоне революционных преобразований цифровая трансформация уже не может оцениваться лишь по маркетинговым показателям (количество кликов, просмотр пользователями страниц, упоминание в СМИ). Принципиальным вопросом становится оперативность  ведения бизнеса, восприимчивость к изменяющимся клиентским запросам, гибкость внедренных решений и их надежность.

Почему же применяемые программы по внедрению цифровой трансформации часто дают разочаровывающий результат? Не менее 59% организаций отмечает, что инновационные решения цифровой трансформации не оказывают заметного влияния на бизнес. И это, несмотря, на огромные инвестиции, постоянную работу IT-отделов по обеспечению доступности и надежности сервисов, усовершенствованию средств защиты.

Специализирующийся на консалтинговых услугах в сфере автоматизации бизнес-процессов системный интегратор ESG, представил по заказу Veeam свой ежегодный аналитический отчет «Veeam Availability Report»,  в котором:

- определена доля компаний, успешно достигающих целей по обеспечению непрерывности бизнеса;

- осуществлена оценка негативного воздействия простоев на эффективность деятельности компаний, которые не способны обеспечить необходимый уровень обслуживания собственных IT-инфраструктур;

- определяется влияние перебоев в работе сервисов на стратегические бизнес-инициативы.

Полученные в ходе исследования результаты производят удручающее впечатление, поскольку:

- используемые в 82% компаний средства восстановления данных не позволяют говорить о выполнении стандартов SLA (уровень предоставления услуги остается на этом показателе уже 2 года подряд);

- несмотря на предпринимаемые меры по улучшению ситуации, постоянное усовершенствование информационных технологий, возрастание значения гибридных и гетерогенных систем, возникают новые проблемы, что не способствует росту доверия со стороны заказчиков и сотрудников;

- имеющиеся проблемы с доступностью данных и недостаточной их защищенностью приводят к ежегодным финансовым потерям – не менее 21,8 миллиардов $;

- используемые решения негативно воздействуют на темпы внедрения систем виртуализации;

- реализация программ цифровой трансформации у 66% компаний сопровождается проблемами, вызванными малой эффективностью систем обеспечения непрерывности бизнес-процессов;

- специалисты 85% компаний сомневаются, что имеющиеся у них возможности позволят в полном объеме обеспечить создание резервных копий и восстановление ВМ;

- в 72% компаний признались, что требуемая бизнес-подразделениями периодичность защиты данных, способствующая минимизации их потерь, не может быть обеспечена.

В дополнение к существенному финансовому ущербу из-за простоев и потери данных, существуют и иные риски:

- проблемы с доступностью приводят к утрате доверия клиентов, что сказывается на репутации бизнеса и капитализации компании;

- используемым ресурсам перестают доверять даже сотрудники компаний, что приводит к появлению атмосферы «неуверенности в завтрашнем дне», требует отвлечения активов от критически важных проектов.

Таким образом, представленный отчет, данные которого согласуются с аналитикой прошлых лет, свидетельствует о необходимости кардинального пересмотра руководством большинства организаций своего отношения к сфере защиты, обеспечения доступности и оперативности восстановления данных. Отсутствие возможности у IT-отдела оперативно выполнять все требования бизнес-подразделений, ставит под угрозу эффективность работы всей компании, не говоря уж про внедрение инновационных решений, способных вывести организацию в лидеры.

 

Большинство компаний «не полностью уверены» в возможности оперативного восстановления ВМ

 

Большинство организаций, внедривших виртуализацию IT-систем, продолжают испытывать трудности с восстановлением данных. Не более 15% руководителей «полностью уверены» в способности используемых решений своевременно копировать и восстанавливать ВМ, как того требуют стандарты SLA. Согласитесь, для 2017 года – это крайне негативный показатель, ведь любой бизнес, «не уверенный» в способности защитить основополагающую систему дата-центра, обеспечив постоянную доступность критически важных данных и используемых в работе приложений, обречен на банкротство. Если более четверти всех попыток восстановить ВМ отнимают очень много времени, не обеспечивают выполнение стандартов RTO (целевое время восстановления) и RPO (целевая точка восстановления), необходимо срочно пересмотреть применяемые для этого технологии.

К тому же, уже в третьем подряд исследовании многие руководители отмечают, что их организации испытывают сложности, связанные с «ограниченной доступностью данных» (существующее различие между востребованным бизнес-подразделениями уровнем обслуживания, и тем, который обеспечивают IT-отделы).

Относительно недостаточной защищенности от потери данных, когда IT-отделы не могут гарантировать необходимый уровень защиты, из-за чего объемы утерянных данных систематически превышают допустимые размеры, ситуация аналогична.

 

Апокалипсиса не будет, но..

 

Для успешной цифровой трансформации и внедрения инновационных технологий крайне важным является осознание организациями возможности вынужденного простоя, понимание необходимости принятия мер, устраняющих вероятность возникновения внештатных ситуаций, связанных с перебоями в функциональности систем и сервисов. Более четверти всех серверов (27%) хоть раз в году, но вынужденно «простаивают». 

Средняя продолжительность простоя не превышает 23 минуты. На первый взгляд, значение таких потерь времени незначительно, однако:

- что скажут авиапассажиры, чей самолет приземлился на 23 минуты позже?

- какое мнение будет у покупателей on-line магазина, если ресурс был отключен «всего лишь» 23 минуты?

- выживет ли пациент больницы, если его данные окажутся недоступными 23 минуты?

Практически каждую неделю происходит масштабный сбой в работе IT-инфраструктуры какой-либо организации. Разрабатывая свою стратегию усовершенствования средств повышения доступности данных, следует задуматься о том ущербе, который принесет компании появление информации в СМИ о допущенном сбое. А к чему приведут нарушения контрактов, компенсация связанных с этим выплат? Кроме того, что практически все бизнес-процессы, а не только критически важные, окажутся под угрозой, не избежать и значительных репутационных потерь.

Изучение проблемы ограниченной доступности данных демонстрирует пугающее расхождение между теорией и практикой:

- 23-х минутный простой превышает разрешенные пределы для приоритетных нагрузок, допустимое время для которых не должно быть больше 7 ½ минут; 

- несмотря на признание допустимым 90 минутного простоя обычных приложений, даже 23 минуты средней продолжительности простоя выходят за пределы стандартов требований SLA, установленных для ряда обычных приложений.

Исследования показали, что многие организации не могут обеспечить требуемую временем защиту данных:

- большинство компаний обеспечивает защиту приоритетных данных всего 1 раз за 127 минут, хоть допустимый средний показатель требует создание резервных копий каждые 72 минуты;

- защищенность от потери данных, используемых для обычных приложений, также демонстрирует расхождение между теорией и практикой – при допустимом объеме потерь 240 минут, в реальности копирование данных осуществляется 1 раз за 352 минуты. 

Имеется, правда, и положительный момент – большинство участников опроса осознают существование проблемы «недостаточной защиты» либо «ограниченной доступности». Следовательно, руководство осознает необходимость повышения частоты копирования данных, обеспечения «гибкости и надежности» их восстановления.

Проанализировав расхождения между устаревшими методами обеспечения доступности данных в IT-сфере, и востребованным бизнес-подразделениями уровнем обслуживания, эксперты ESG выделяют 3 уровня:

- признание необходимости усовершенствования механизмов защиты/восстановления данных; 

- существующее несоответствие между ожиданиями бизнес-подразделений и фактическими возможностями IT-отделов;

- реальный ущерб, которые несет организация от потери данных и возникающих простоев.

Хотелось бы обратить внимание, что лишь 4% опрошенных руководителей организаций считает, что потери сопровождаются одним финансовым ущербом. Большинство признает важность устранения существующих проблем, поскольку они сказываются на имидже компании, порождают недоверие сотрудников.

Только 13% опрошенных руководителей надеется, что в дальнейшем эти потери будут сокращаться. Большинство уверены, что без принятие кардинальных мер, положение дел будет лишь усугубляться, поскольку рост ожиданий бизнес-подразделений не соответствует возможностям IT-отделов.

Подобное несоответствие является существенным препятствием для модернизации IT-инфраструктур, виртуализации бизнес-процессов. Это признает 82% руководителей, а в 33% компаний указали, что явное отставание применяемых решений копирования ВМ кардинально снижает темпы цифровой трансформации.  Существующая практика показывает, что установка эффективного решения для восстановления ВМ приводит к значительному ускорению внедрения виртуализации (49%).

Все большее распространение облачных технологий требует нового подхода к защите/восстановлению данных. Размещение производственных ВМ в облаке, используя сервисы IaaS либо PaaS, а также применение SaaS, требует пересмотра внедренных средств, что может даже привести к смене поставщика подобного решения. Однако, не следует забывать и об облачных вариантах хранения данных, что в сочетании с BaaS (готовые к работе сервисы резервного копирования) и DRaaS (механизмы послеаварийного восстановления), дает хорошие результаты. У аналитиков ESG практически нет сомнений, что внедряемые облачные технологии изменят способы решения задач, поставленных перед IT-отделами.

Реальная цифровая трансформация требует не только модернизации IT-инфраструктуры, внедрения новых средств защиты/восстановления данных. Около половины компаний осознают, что их «топтание» на начальных этапах цифровой трансформации во многом и обусловлено слабостью используемых IT-отделами решений по предотвращению простоев, полноценной защите данных и послеаварийному восстановлению ВМ.

Любая организация, неспособная восстановить отдельные данные либо же ВМ в целом, быстрее, нежели предписывают стандарты SLA, со временем начнет «проигрывать» своим конкурентам из-за снижения производительности, репутационных потерь, утраты заказчиков. Если нет возможности осуществлять копирование данных чаще, нежели требует SLA, подобная компания является потенциальным банкротом, поскольку нет возможности для оперативной реализации стратегии виртуализации, развертывания инновационных решений в современных ЦОДах.  

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.