Как пандемия изменила отношение к телемедицине

Прошлый год изменил отношение к телемедицине: люди стали прибегать к онлайн-консультациям, чтобы избежать лишних контактов в разгар пандемии и чтобы сократить время на дорогу или получить консультацию врача из другого города или страны. Однако для дальнейшего роста телемедицины необходимо смягчить законодательные ограничения.

Как пандемия изменила отношение к телемедицине

По прогнозу Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2026 году составит $175 млрд, в то время как российский к 2025 году может вырасти до 96 млрд руб. (при 1,5 млрд руб. в 2019 году). В 2021 году доля онлайн-приемов врачей достигнет 5% от всех приемов врачей в общемировом масштабе, тогда как в 2019 году онлайн-консультации составляли 1% от общего числа приемов. В VEB Ventures среднегодовой прирост российского рынка телемедицины в ближайшие пять лет оценивают в 116%.

COVID-19 изменил привычки людей и их потребительские предпочтения. Раньше люди (особенно свыше 65 лет) скептически относились к эффективности врачебных консультаций по видеосвязи, но пандемия коронавируса заставила их научиться пользоваться новыми технологиями и взрастить уровень доверия к подобным «визитам». 

Самыми востребованными специалистами для удаленных консультаций являются терапевты, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, дерматологи и акушеры-гинекологи, а во время пандемии возросла популярность обращения к онлайн-психологам. 

Как пандемия изменила отношение к телемедицине-1

Люди стали бояться посещать медицинские учреждения из-за страха контакта с новой инфекцией, а система здравоохранения столкнулась с критической нагрузкой, что дало большие возможности для развития телемедицины в стране. Невозможность выехать за границу также повлияла на рост популярности телемедицинских услуг. Возможность получить консультацию специалистов из других стран, не выезжая из страны, положительно отразилось на востребованности онлайн-визитов врачей. 

Однако с развитием телемедицины в России не все так просто. Развитие данного сегмента тормозит правовое поле, которое не поспевает за технологическим развитием. До сих пор удаленные консультации законодательно не являются медицинскими услугами.

Сегодня часто под телемедициной имеют в виду также онлайн-консультации врачей, которые не подпадают под это определение и формально являются рекомендациями и оговоркой о необходимости получить официальную консультацию в медицинском учреждении. Дальнейшее развитие телемедицины в России будет зависеть от того, насколько лояльно регулирующие органы, страховые организации и другие заинтересованные стороны будут относиться к онлайн-рекомендациям врачей.

Другой сдерживающий фактор заключается в том, что сами медики должны понять, в каких областях эти технологии могут быть эффективны и стоит ли в них вкладывать деньги. 

Впрочем, тренд на рост рынка дистанционных консультаций сохраняется, а интерес пользователей растет, так как руководство страны уделяет особое внимание цифровизации здравоохранения и расширению возможностей телемедицины. В апреле Минцифры утвердило приказ об утверждении методик расчета целевых показателей «Цифровой трансформации», согласно которому количество медицинских консультаций онлайн должно достичь 50% к 2030 году. Это поспособствует изменению закона о телемедицине в России и дальнейшему развитию этой сферы.

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.