Основные проблемы IP-телефонии и принципы их решения

Сегодня множество организаций и частных лиц выбирают IP телефонию для голосовой связи. Такая технология коммуникации имеет ряд достоинств. Во-первых, легко создать масштабируемую систему. Во-вторых, расходы на связь гораздо ниже традиционных аналоговых услуг. В-третьих, качество передачи никак не зависит от расстояния между абонентами. В-четвертых, легко управлять данными. Есть еще множество причин, по которым абоненты выбирают IP телефонию. Однако чтобы получать полное удовлетворение от работы системы, нужно знать, как устранять возникающие проблемы во время внедрения или текущей эксплуатации тех или иных систем.

Обновление программного обеспечения

Каждый IP телефон имеет внутреннюю прошивку, позволяющую использовать тот или иной функционал технологии передачи данных. Производители постоянно совершенствуют свои программные решения. Новые прошивки для телефонов доступны на сайтах изготовителя.

Обновление внутреннего программного обеспечения производится согласно инструкции, приведенной в документации к тому или иному телефону. Некоторые модели способны производить поиска прошивок самостоятельно. Для других данные нужно скачать и распаковать на компьютер. При этом:

Могут быть и другие варианты обновления прошивки IP телефона. Все данные, а также подробные инструкции для пользователя всегда приводятся на сайтах производителей оборудования.

Обновление прошивки позволяет не только добиться расширения функционала того или иного аппарата. Она также позволяет проводить русификацию телефонов для большего удобства их использования.

 

Работоспособность телефонии

Одна из проблем, возникающих на этапе внедрения внутренней IP сети в организациях и предприятиях - неработоспособность сервера. При этом все программное обеспечение установлено и запущено. У неработоспособности ресурса может быть ряд причин.

  1. Ошибка 404 (not found) при попытке регистрации телефона устраняется настройками сервера. Подробные данные приводятся в документации к программному обеспечению.
  2. Антивирусное программное обеспечение или брандмауэр блокирует работу серверного приложения. Чтобы устранить такую проблему, нужно внести процессы ПО IP телефонии в исключения.
  3. Порт, необходимый для передачи данных IP телефонии, занят другим приложением. Номера ресурсов приводятся в документации к конкретной IP сети. Определить виновника проблемы можно командой netstat -anop udp. В выданных данных достаточно найти номер порта и идентификатор приложения. Если это не сервер IP телефонии, необходимо отключить блокирующее ПО и перезапустить систему.

Самая сложная проблема возникает при попытке работы с удаленным сервером. В этом случае неработоспособность может быть вызвана блокировкой портов со стороны провайдера. В этом случае нужно обратиться к системным администраторам сети.

Если провайдер не способен открыть порты для передачи данных или не желает организовывать персональный доступ - рекомендуется заказать отдельный выделенный канал связи или прибегнуть к смене провайдера.

Телефоны не регистрируются

Ошибка регистрации телефонов чаще всего связана с ошибками настройки. Их нужно проверить, особенно правильность ввода адреса сервера, порта доступа, логина и пароля. Если телефон настраивается по схеме, отличающейся от приведенной в руководстве, проще всего проставить нужные параметры, используя аппарат той же модели, уже работающий в сети. Оба средства связи должны быть настроены совершенно одинаково.

Стоит проверить работу проблемного телефона с другой учетной записью, которая уже используется на действующем аппарате. В случае, если удается зарегистрироваться и начать пользоваться связью, проблема может заключаться в отключении пользователя, данные которого были указаны в проблемном телефоне. Нужно проверить настройки сервера, наличие проблемной учетной записи, ее активность и права доступа. Если услуга IP телефонии предоставляется удаленным оператором – для проверки работоспособности учетной записи следует обратиться в его службу поддержки.

Еще одна причина, почему не регистрируется телефон - настройки внутренней сети или разрешения доступа со стороны провайдера. Необходимо проверить, разрешены ли исходящие подключения во внутренней сети. Также, стоит убедиться, что межсетевые экраны и другое оборудование разрешает передачу данных по портам, которые необходимы для работы IP телефонии.

Убедиться, что блокировка работы происходит на стороне провайдера, можно на сервере IP телефонии. Собранные логи протокола покажут ошибки и ответы на запросы регистрации. Эти данные стоит передать провайдеру для разъяснений или решения проблемы с доступом.

Если провайдер физически не способен открыть порты для доступа, не имеет достаточно квалифицированного персонала для такой работы, не желает организовывать персональный доступ – рекомендуется его сменить. Оптимальным выходом будет организация выделенной линии связи с статическим IP адресом, отдельным физическим портом подключения к оборудованию связи.

Распределение звонков CALL HUNTING

Данный функционал предназначен для организации CALL цента или переадресации звонка определенному абоненту. Все настройки системы приводятся в документации к используемому во внутренней сети шлюзу. В общей схеме участвуют:

Уже из общей схемы видно, почему на этапе внедрения системы может не работать CALL HUNTING. Это происходит из-за блокировки портов, необходимых для передачи данных. Данная проблема может возникать как на сетевом оборудовании, так и конкретных компьютерах отдельных пользователей.

Если во внутренней системе используются софт фоны на ПК операторов CALL центра или иной структуры, необходимо проверить, не блокируют ли их брандмауэры или антивирусы. При необходимости, программное обеспечение должно быть внесено в списки исключений. Аналогичная операция проводится для портов, необходимых для передачи данных. Они вносятся в список исключений антивируса и брандмауэра.

Также необходимо проверить настройки межсетевых экранов или другого оборудования. Должны быть открыты для передачи нужные номера портов. Если система построена на авторизации с помощью логина и пароля или адресов конкретного оборудования, производится настройка прав доступа.

Не работает Sip-trunk

Sip-trunk позволяет соединить внутреннюю АТС предприятия или организации с оператором цифровой связи. При этом абонент получает прекрасное качество связи, низкую стоимость эксплуатации телефонных номеров, множество других преимуществ.

Sip-trunk - отдельная услуга провайдера IP телефонии. Если она работала и перестала, первым делом стоит уведомить об этом своего оператора. На этапе внедрения системы нужно правильно настроить ту или иную АТС. Методика настройки зависит от типа оборудования и приводится в документации к нему.

Необходимо осуществить привязку IP адреса к конкретному логину SIP. Для пользования услугой необходимо иметь статический адрес оборудования. Такую услугу можно купить у провайдера интернет.

Одной из частых причин, почему SIP-trunk перестал работать - является именно смена адреса оборудования при переподключении. Чтобы этого избежать, рекомендуется провести выделенный канал для связи. Такой шаг позволит избавиться от проблем смены адреса на стороне провайдера.

Еще одна причина, по которой перестает работать SIP-trunk - сбой настроек внутренней АТС. Оборудование необходимо проверить. При необходимости - изменить параметры связи на те, которые предоставляет оператор IP телефонии.

Не работает маршрутизация вызовов вовне / извне

Маршрутизация внешних вызовов производится по двум схемам:

Если абонент пользуется софтфонами или физическими IP телефонами, напрямую подключенными к провайдеру услуги - маршрутизация настраивается на его сайте или системными администраторами. На этапе внедрения нужно пользоваться именно этими инструментами или контактами. Если же маршрутизация пропала после нормальной работы, следует обратиться к своему провайдеру.

Маршрутизация звонков также регулируется системой провайдера услуги или внутренним оборудованием организации. В случае использования последнего, самой частой ошибкой является неправильная настройка. К примеру, неверно указывается исходящий номер или SIP логин для звонков.

В случае, если все настройки системы верны и на стороне оператора, и на стороне абонента - следует проверять доступность портов, необходимых для связи. Для этого нужно обратиться к провайдеру интернет. Многие из них не желают открывать персональный доступ. В этом случае нужно прибегнуть к организации отдельного канала связи или смене провайдера.

Лицензирование системы

Если в системе связи используются лицензии - нужно постоянно мониторить их списочный состав и количество. Новые лицензии должны добавляться своевременно. Это позволит избежать разнообразных проблем в работе системы. К примеру, при отсутствии лицензий может стать невозможным процесс администрирования АТС.

Компания, предприятия или организации должны четко соблюдать правила лицензирования. При необходимости, покупка новых или активация существующих (при наличии соответствующей опции до истечения срока действия) лицензий должны проходить своевременно.

Резервные копии

Все настройки серверной части, база данных абонентов, настройки маршрутизации и многое другое - ключевые данные для работы IP телефонии. Их потеря или непоправимое повреждения может происходить:

Чтобы сохранить важные данные, необходимо настроить регулярное, автоматическое резервное копирование. Снимки информации могут сохраняться как локально, так и размещаться на удаленных, в том числе облачных, хранилищах. Имея резервные копии данных или снимки системы в целом, можно в кратчайшие сроки восстановить работоспособность IP телефонии.

Отказоустойчивый кластер

В корпоративном сегменте большое значение имеет резервирование. Один физический сервер, на котором организована внутренняя система IP телефонии - не может гарантировать абсолютную надежность. Каждое оборудование имеет свой ресурс наработки на отказ, может выйти из строя по причине бросков, отсутствия питания, неверных действий персонала.

Чтобы гарантировать постоянную работоспособность связи, нужно вводить в строй резервный сервер. Между ним и основным необходимо организовать обмен данными, процесс дупликации изменяющейся информации, такой, как логи звонков, данные о номерах, абонентах, настройки.

Переключение связи с основного сервера на резервный может осуществляться и внешним оборудованием. Его задача - правильно организовать маршрутизацию. Сегодня существует масса решений для такого оперативного реагирования.

Распределенный кластер

Построение распределенного кластера необходимо для компаний, предприятий или организаций, имеющих сеть представительств и офисов. Это позволит создать отказоустойчивую сеть внутренней IP телефонии. Для построения распределенного кластера потребуется не только дополнительное серверное оборудование, но и несколько каналов связи, а также специальные роутеры для оперативного реагирования на сбои.

Распределенный кластер работает по следующей схеме:

Для организации схемы такого реагирования может использоваться как специальное оборудование, так и программные решения. Одно из последних - служба SRST. В нормальном режиме она позволяет поддерживать все телефоны, установленные в единой сети, включая аппараты в удаленных офисах.

Минимальная функциональность, которую обеспечивает такое программное решение - возможность без проблем звонить внутри структуры IP телефонии корпорации с удаленными филиалами.

Для построения распределенного кластера есть и другие решения. Чтобы получить для своей корпорации сеть с высокой отказоустойчивостью и гарантированной надежностью, стоит обратиться для разработки проекта к специалистам нашей компании.

 

ЗАКАЗАТЬ
 

 

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.